Актуальные проблемы научных исследований на современном этапе
Международная научно-практическая (заочная) интернет-конференция, 21-25 октября 2013

Педагогические науки
ВЕЛИКИЙ ПЕРЕХОД: ОТ ШКОЛЫ 1.0 К ВУЗУ 3.0
Блохин К.А., Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В 1

1.

Резюме:

Современная система образования находится на перепутье выбора дальнейшего пути. Многие признают, что реформы могут привести страну в тупик. Результаты двадцатилетнего периода реформирования образования 80% педагогов оценивают в терминах «кризис» и «упадок». При этом доля выбравших отрицательный ответ растёт пропорционально уровню образования респондентов [1]. Необходимо увидеть и понять причины и последствия происходящих в школе и вузе катастрофических изменений, чтобы сделать правильный выбор.

Ключевые слова: образования, кризис, учеба, педагогика, модель


 

ВЕЛИКИЙ ПЕРЕХОД: ОТ ШКОЛЫ 1.0 К ВУЗУ 3.0

Блохин К.А., Кубанский государственный университет, филиал в г.Геленджике, канд. эк..н.,  зав. кафедрой

Вакуленко Ю.А., Кубанский государственный университет, филиал в г.Геленджике, канд. ф.-м.н., доцент,wakulenko@mail.ru

Добрынина В.В., МБОУ  СОШ №4 им. А.В.Сувороваг.Геленджик,

канд. пед. н., директор, v_dobr@mail.ru

Современная система образования находится на перепутье выбора дальнейшего пути.  Многие признают, что реформы могут привести страну в тупик. Результаты двадцатилетнего периода реформирования образования 80% педагогов оценивают в терминах «кризис» и «упадок». При этом доля выбравших отрицательный ответ растёт пропорционально уровню образования респондентов [1]. Необходимо увидеть и понять причины и последствияпроисходящих в школе и вузе катастрофических изменений, чтобы сделать правильный выбор.

Рисунок 1. Уровень образования в СССР и России.

Система образования невольно отражает тенденции, которые происходят как в научном миропонимании так социо-культурные  изменения. Однако педагогическая практика устойчиво игнорирует хорошо известные особенности различных форм учебной деятельности.

Рисунок 2. Эффективность различных форм учебной деятельности.

Традиционная организация учебной деятельности характерная для школьной классно-урочной системы и вузовской лекционной работы является естественной реализацией детерминистического классического мировоззрения о единственной оптимальной  траектории. Доминирующая роль учителя (преподавателя), который пичкает знаниями пассивного ученика (студента) – вот характерная особенность образования 1.0 являющегося воплощением эффективной индустриально конвейерной передачи знаний от старшего поколения младшему. Единственным существенным изменением стала изменение аналогового источника информации учебника (книги) на цифровые интернет ресурсы.

Возможность использования интернета как поля для индивидуальной творческой созидательной деятельности ученика и (или) реализует вероятностную составляющую в рамках модели сочетающие традиционные подходы в содержании образования и инновационные формы, использующие Wi-Fi технологии, в рамках модели образования 2.0 [2].

Рисунок 3. Модель образования Wi-Hi школа 2.0.

Отличительные особенности моделей 2образования представлены в Таблице.

Принципиальным отличием модели вуза 3.0 является методология синергетического мировидения, которое в неравновестных условиях предполагает возможность самоорганизации в открытой системе.Примером такой самоорганизации могут служить группы Imind-обучения ВКонтакте [3] и учебники по социально-экономической статистике на Wiki-ресурсах [4,5] и учебные видеофильмы созданные студентами в нерановестных учебных ситуация [6,7], а такжеоткрытый научный проект кафедры экономики и менеджмента«Экономика труда» [8].Увлекаясь инновациями и привлекая учеников и студентов следует помнить, что«По мере исчезновения старшего поколения исчезают знания о том, что было потеряно в результате появления новой технологии, и остается только понимание того, что было получено. Так прогресс заметает следы, постоянно освежая иллюзию, что мы находимся именно там, где и должны быть» [9].

Таблица . Сравнительная характеристика моделей образования

Модель 1.0

Модель 2.0

Модель 3.0

Недостатки

ü Не способна к изменениям

ü Не гибка

ü Подавляет мотивацию к обучению и творчеству

ü Нет результата обучения

ü Нет результата обучения

ü По-прежнему инертна

ü Мало управляема

ü Использует традиционные способы обучения

ü Трудно контролируема

ü и управляема

ü Трудно соизмерить результат обучения

ü Трудно мотивировать обучаемых (только «сознательное обучение»

Достоинства

ü Понятна

ü Стабильна

ü Иерархична

ü Управляема

ü рациональна

ü Появляются элементы творчества и инициативы

ü Меняется роль преподавателя с учителя на тьютора

ü Активно развивается творчество

ü Происходит процесс само организациии и взаимно обучения

ü Создается результат обучения

ü Абсолютно гибкая

ü Преподаватель - тьютор

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко; Ин-т социологии РАН; Рос. акад. социал. наук, Краснодар. регион. отд-ние. –М.-Краснодар: Парабеллум, 2013. 107 с. (Ссылка для скачивания: http://ost101.narod.ru/2013_Khagurov_Ostapenko_Reforma_obrazovaniya.pdf)

2.    Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В. Синергия традиции и новаторства в историко-культурном центре им. А.В.Суворова // Изучение и распространение опыта инновационной деятельности педагога как ресурс развития системы образования Краснодарснодарского края. Сборник материалом V краевой научно-практической конференции. - Краснодар, 2013. - С. 17-19. 

3.    Imind-обучение. Группа предназначена для тех, кто любит развивать интеллектуальные возможности и не разделяет взгляды традиционного, "классического подхода" к обучению // http://vk.com/club46903136/

4.    Социально-экономическая статистика // http://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

5.    Социально-экономическая статистика // http://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

6.    Теория вероятности филиал КУБ ГУ Геленджик // http://youtu.be/zyUoCoD8Tbg

7.     Функция от Анны Медведевой //http://www.youtube.com/watch?v=9FeOt751ZDM

8.    Экономика труда ОТКРЫТЫЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА // http://trud.csrae.ru/ru/1

9.    Николаса Карра.  Великий переход. Что готовит революция облачных технологий.  // http://ideas4future.info/2013/09/29/ibog_i_ludi-bliny/

 


Библиографическая ссылка

Блохин К.А., Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В ВЕЛИКИЙ ПЕРЕХОД: ОТ ШКОЛЫ 1.0 К ВУЗУ 3.0 // . – . – № ;
URL: gel.csrae.ru/ru/0-24 (дата обращения: 24.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 915 | За неделю: 915 | Всего: 915


Комментарии (0)


Яндекс.Метрика