В конце 2012 г. в нашей стране был принят новый закон о прожиточном минимуме. Официально он звучит так: Федеральный Закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. №233-ФЗ «О внесении измененийв Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В него внесены изменения, в частности, в определение потребительской корзины: «потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания», а ранее велся отдельный подсчет стоимости непродовольственных товаров и услуг
Ключевые слова: прожиточный минимум, зарплата, закон
Новый закон о прожиточном минимуме Российской Федерации.
Киселева Р.И., к.э.н.,
доцент кафедры экономики и менеджмента
филиала КУБ ГУ в г.Геленджике.
В конце 2012 г. в нашей стране был принят новый закон о прожиточном минимуме. Официально он звучит так: Федеральный Закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. №233-ФЗ «О внесении измененийв Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».В него внесены изменения, в частности, в определение потребительской корзины: «потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человекаи обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания», а ранее велся отдельный подсчет стоимости непродовольственных товаров и услуг;в то, какона разрабатывается: «потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации – с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации», а прежде– на основе методических рекомендаций правительства, разработанных с участием общероссийских объединений профсоюзов;изменения в методику определения стоимости потребительской корзины, о которой речь пойдет далее.
В соответствии с этим законом правительство РФ приняло постановление от 29 января 2013 г « Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации». Эти правила определяют стоимость потребительской корзины для основных групп населения: трудоспособных, пенсионеров и детей. Она рассчитывается по минимальному набору продуктов питания для каждой из групп согласно перечню продуктов питания, утвержденному
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральнойслужбой государственной статистики. Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются в размере 50% от стоимости продуктов питания и корректируются с учетом поправочных коэффициентов, отражающих соотношение индексов потребительских цен на непродовольственные товары и услуги с индексом потребительских цен на продукты питания. В указанном постановлении правительства приводятся формулы подсчета стоимости непродовольственных товаров и услуг.
В стоимостьпотребительской корзины входят также расходы по обязательным платежам и сборам, но только длятрудоспособного населения. При этом указывается, что в основу исчисления этихрасходов входит только налог на доходы физических лиц, а иные налоги в этих расходах не учитываются что, естественно, уменьшает величину прожиточного минимума.
Величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам рассчитываюткак сумму величин прожиточных минимумов для соответствующих социально-демографических группы населения за 3 месяца отчетного квартала, и делят на 3. Из этого следует, что установленный прожиточный минимум по региону отражает не только сегодняшние цены, но и цены прошлых месяцев, которые, как мы знаем, имеют тенденцию к росту, а, следовательно, опять же уменьшает величину прожиточного минимума на предстоящий период.
Для чего необходим подсчет прожиточного минимума?
Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум». По существующему в России законодательству, потребительская корзина положена в основу расчета прожиточного
минимума. А прожиточный минимум является базой для расчета
минимальной зарплаты.
Прожиточный минимум так же необходим для оценки уровня жизни российских семей, например для определения доли малоимущих граждан.
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. Как видим, значение его огромно.
Прожиточный минимум выражается в двух видах: как социальный и физиологический минимум. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).
Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он включает совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначен для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни. При этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.
В России с 1992 г. применялся физиологический минимум, в основе которого лежал набор из 19 основных продуктов питания. Рассчитывался также минимальный потребительский бюджет (МПБ).Минимальный потребительский бюджет представлял собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Он был составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе и 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включали расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посудукульттовары. В МПБ включены были также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплатуналогов и сборов.
Следует отметить, что потребительская корзина в целом по РФ сейчас определяется не реже одного раза в пять лет. В соответствии с Федеральным Законом от 1997г. «О прожиточном минимуме Российской Федерации» в 1999г. вышло Постановление Правительства РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Согласно этим рекомендациям потребительская корзина составлялась для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети). Она формировалась из минимального набора продовольственных и непродовольственных товаров и минимального набора услуг. Минимальный набор продуктов питания в субъектах РФ рекомендовался формировать с учетом распределения субъектов РФ по 3 группам (16 зонам).
Хотя этот закон о потребительской корзине перестал действовать 31 декабря 2004г, его продлили еще на год. Очередной Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» был принят только в марте 2006г, где статья 2 указывала, что «действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005г». Новый же закон, как видим, принят только в конце 2012 года, а постановление правительства о подсчете стоимости потребительской корзины – в конце января 2013 года.
В структуру новой потребительской корзины внесены изменения: если раньше, главным образом, включались калорийные, но недорогие продукты, то сейчас стало больше таких продуктов как мясо и рыба. Увеличили количество овощей, фруктов и яиц, уменьшив при этом некоторые другие продукты, такие как хлеб, картошка и жиры. Потребление молока, сахара и кондитерских изделий не изменилось.
Внесены также изменения в потребление непродовольственныхтоваров и услуг: не указывается конкретный список товаров и услуг, ачеловек сам определяет что и сколько ему купить, но как уже отмечалось выше, их стоимостьв потребительской корзине закладывается в размере 50% от стоимости продовольственных товаров.
Продовольственная корзина пересматривается один раз в пять лет, величина же прожиточного минимума подсчитывается ежеквартально, исходя из цен на продукты, товары и услуги. В целом по России он утверждается правительством страны, а в регионах – региональной властью.Установление прожиточного минимума в целом по региону, по нашему мнению, не дает точной картины бедности, т.к. даже в одном регионе цены на предметы первой необходимости в разных районах различны. Особенно наглядно это проявляется в курортных городах, где цены значительно выше.
В чем недостаток подсчета прожиточного минимума на основе этой потребительской корзины?Нам предлагают, как было уже сказано, непродовольственные товары, услуги культуры и другие виды услуг считать в процентном отношении от стоимости продовольственных товаров. Но ведь известно, что стоимость услуг растет быстрее, чем стоимость продуктов питания.Следовательно, с каждым годом величина стоимости потребительской корзины все больше будет отставать от реальной действительности из-зароста цен вообще, и, в частности, из-за опережающего роста цен на услуги, а значит, бедных будет всё больше.
В ней также не нашли отражения затраты на покупку сотовых телефонов, компьютеров и другой техники, без которой сейчас просто немыслимо жить. Конечно, структура потребительской корзины будет и дальше меняться, и, надеемся, в лучшую сторону. Но сегодня надо сказать, что более «богатую» корзину мы позволить себе не можем: возможности экономики не позволяют нам пока это сделать.
Библиографическая ссылка
Киселева Р.И. Новый закон о прожиточном минимуме Российской Федерации // . – . – № ;
URL: gel.csrae.ru/ru/0-25 (дата обращения:
21.11.2024).