Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.
Ключевые слова: межкультурное общение
Шевченко Е. В. к.ф.н., доцент
Статья для научной интернет конференции
«Проблемы воспитания межнациональной культуры»
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.
Культура межнационального общения – это совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Она является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом. Понятие «Культура межнационального общения» вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: - знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; - соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; - социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; - стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; - способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму. И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.
Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.
В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной.
Кубань – вольнолюбивый край. Здесь находили спасение непокорные донские казаки, не пожелавшие мириться с крепостнической системой царской России. Сюда бежали старообрядцы после раскола русской православной церкви. А в 1792 году Черноморские казаки, получив грамоту от Екатерины II о пожаловании земель, по суше и по морю пришли и положили начало казачьей истории Кубани, охране государственных границ. За Кубань шла ожесточенная борьба между Россией и татаро-монголами, а позже между Россией и турецкой империей. Только в конце XVIII века она была присоединена к России.
Согласно данным той же переписи, население Краснодарского края составляет 5 млн. 125 тысяч человек. Национальный состав населения края таков:
Народы Кубани очень миролюбивы, гостеприимны и всегда привыкли находить компромиссы, из любых трудных ситуаций.
На сегодняшний день на территории Большого Геленджика проживает более 90 000 человек и более 70 народностей и национальностей. Многие гости Геленджика порой удивляются, как на относительно небольшой территории уживаются представители различных конфессий: христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и другие. Ведь зачастую случается, что именно различия в вероисповеданиях являются доводами для объявления войны, а иногда, как показывает практика, межконфессиональные конфликты способны расколоть целые государства. Численность населения городского округа город-курорт Геленджик — 99 687чел. (2013) в том числе: городское население 54753 чел. сельское население 36655 чел. По данным переписи населения 2010 года из 91 126 жителей в городском округе Геленджик, национальность указана у 84 545 чел. из них составляют[16]: русские — 71 808 (84,9 %), также проживают греки — 4 170 (4,9 %), украинцы — 2 254 (2,7 %), армяне — 2 283 (2,7 %) и др.
Так в чем же заключается геленджикский секрет мирного сосуществования большого количества различных национальностей, диаспор и этнических групп? Ответ кроется в молодёжи Геленджика, воспитанной в лучших традициях нашего края, в её менталитете. Менталитет – это квинтэссенция культуры общества в ее наиболее широком понимании; это глубинные, «корневые» основания индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения, поведения. Категория «менталитет» чаще всего трактуется как сугубо социально-психологическая, как склад ума, мироощущение, мировосприятие человека.
Родившись в Геленджике, с детства воспитываясь в учреждениях дошкольного образования, учась в средней школе, ребята общаются, дружат с детьми разных национальностей, абсолютно не придавая никакого различия между внешностью, цветом кожи или особенностями речи. Все общаются на русском языке. Учат одни и те же стихи, поют одни и те же песни, изучают в школе одни и те же предметы. Но, в то же время они узнают традиции, особенности различных национальных культур и с ранних лет воспитывают в себе уважение к людям любой национальности.
Национальный менталитет это свойственный конкретной этнической общности стиль жизни, культура, присущая нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения. Менталитет как потаенный слой образов и представлений может оставаться неизменным, сохраняя свои основные параметры, даже когда одна идеология сменяет другую. В современной научной литературе менталитет определяется как наличие у людей, принадлежащих к одной культуре, общего умственного инструментария. Это дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и национальное окружение и самих себя.
Ментальность – это не набор характеристик, а система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение этнической группы.
Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов.
В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.
Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.
Литература:
1. Многообразие культуры как единство народов. Краснодар, 2009.
2. Народы России: Атлас культур и религий. / Ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. М., 2008.
3. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М., 2005.
4. Воспитание толерантности в поликультурном социуме. Р-н-Д., 2002.
6. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. Под ред. Лебедевой Н.М., Татарко А.Н. - М.: Изд-во РУДН, Ин-тут этнологии и антропологии РАН, 2002.
Библиографическая ссылка
Шевченко Е.В., канд.фил.наук Проблемы воспитания межнациональной культуры // . – . – № ;
URL: gel.csrae.ru/ru/0-27 (дата обращения:
21.11.2024).