Актуальные проблемы научных исследований на современном этапе
Международная научно-практическая (заочная) интернет-конференция, 21-25 октября 2013

Социологические науки
Проблемы воспитания межнациональной культуры
Шевченко Е.В., канд.фил.наук 1

1. Филиал Куб ГУ в г.Геленджике

Резюме:

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Ключевые слова: межкультурное общение


                                                                                  Шевченко Е. В. к.ф.н., доцент

                 

                    Статья для научной интернет конференции

     «Проблемы воспитания межнациональной культуры»

 

            Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

             Культура межнационального общения – это совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Она является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.  Понятие «Культура межнационального общения» вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает:                                               - знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей;                                                                                                     - соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения;                                                                                    - социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;                                              - стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;                                                                            - способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму.                                И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества,   воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.                               

                                   Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

         В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной.

         Кубань – вольнолюбивый край. Здесь находили спасение непокорные донские казаки, не пожелавшие мириться с крепостнической системой царской России. Сюда бежали старообрядцы после раскола русской православной церкви. А в 1792 году Черноморские казаки, получив грамоту от Екатерины II о пожаловании земель, по суше и по морю пришли и положили начало казачьей истории Кубани, охране государственных границ.       За Кубань шла ожесточенная борьба между Россией и татаро-монголами, а позже между Россией и турецкой империей. Только в конце XVIII века она была присоединена к России.

         Согласно данным той же переписи, население Краснодарского края составляет 5 млн. 125 тысяч человек. Национальный состав населения края таков:

......Русские - 4 436 272
......Армяне - 274 566
......Украинцы - 131 774
......Греки - 26 540
......Белорусы - 26 250
......Татары - 25 589
......Грузины - 20 500
......Немцы - 18 469
......Адыги - 15 821
......Азербайджанцы - 11 944
......Цыгане - 10 873
......Молдаване - 6 537
......Курды - 5 022
......Шапсуги - 3 213

         Народы Кубани очень миролюбивы, гостеприимны и всегда привыкли находить компромиссы, из любых трудных ситуаций.
        На сегодняшний день на территории Большого Геленджика проживает более 90 000 человек и более 70 народностей и национальностей. Многие гости Геленджика порой удивляются, как на относительно небольшой территории уживаются представители различных конфессий: христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и другие. Ведь зачастую случается, что именно различия в вероисповеданиях являются доводами для объявления войны, а иногда, как показывает практика, межконфессиональные конфликты способны расколоть целые государства. Численность населения городского округа город-курорт Геленджик — 99 687чел. (2013) в том числе: городское население 54753 чел. сельское население 36655 чел. По данным переписи населения 2010 года из 91 126 жителей в городском округе Геленджик, национальность указана у 84 545 чел. из них составляют[16]: русские — 71 808 (84,9 %), также проживают греки — 4 170 (4,9 %), украинцы — 2 254 (2,7 %), армяне — 2 283 (2,7 %) и др.

         Так в чем же заключается геленджикский секрет мирного сосуществования большого количества различных национальностей, диаспор и этнических групп? Ответ кроется в молодёжи Геленджика, воспитанной в лучших традициях нашего края, в её менталитете.          Менталитет – это квинтэссенция культуры общества в ее наиболее широком понимании; это глубинные, «корневые» основания индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения, поведения. Категория «менталитет» чаще всего трактуется как сугубо социально-психологическая, как склад ума, мироощущение, мировосприятие человека.

         Родившись в Геленджике, с детства воспитываясь в учреждениях дошкольного образования, учась в средней школе, ребята общаются, дружат с детьми разных национальностей, абсолютно не придавая никакого различия между внешностью, цветом кожи или особенностями речи. Все общаются на русском языке. Учат одни и те же стихи, поют одни и те же песни, изучают в школе одни и те же предметы. Но, в то же время они узнают традиции, особенности различных национальных культур и с ранних лет воспитывают в себе уважение к людям любой национальности.

         Национальный менталитет это свойственный конкретной этнической общности стиль жизни, культура, присущая нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения. Менталитет как потаенный слой образов и представлений может оставаться неизменным, сохраняя свои основные параметры, даже когда одна идеология сменяет другую. В современной научной литературе менталитет определяется как наличие у людей, принадлежащих к одной культуре, общего умственного инструментария. Это дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и национальное окружение и самих себя.

Ментальность – это не набор характеристик, а система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение этнической группы.

            Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть  только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов.

         В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

            Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

 

                                         Литература:

 

1.     Многообразие культуры как единство народов. Краснодар, 2009.

2. Народы России: Атлас культур и религий. / Ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. М., 2008.

3. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М., 2005.

4. Воспитание толерантности в поликультурном социуме. Р-н-Д., 2002.

5. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. М., 2004.

6. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. Под ред. Лебедевой Н.М., Татарко А.Н. - М.: Изд-во РУДН, Ин-тут этнологии и антропологии РАН, 2002.

 

 

 


Библиографическая ссылка

Шевченко Е.В., канд.фил.наук Проблемы воспитания межнациональной культуры // . – . – № ;
URL: gel.csrae.ru/ru/0-27 (дата обращения: 05.12.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1047 | За неделю: 1047 | Всего: 1047


Комментарии (0)


Яндекс.Метрика