Многогранность уголовной политики выражена в ее направлениях. Направления уголовной политики, отражаемые и закрепляемые только в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и некоторых других отраслях законодательства, целесообразно именовать специальными, а отражаемые и закрепляемые во всех отраслях законодательства общими.Общие и специальные направления взаимосвязаны и соответствуют друг другу. Их различие чисто теоретическое, поскольку они находятся на разных уровнях.
Ключевые слова: уголовное право
Некоторые аспекты уголовной политики Российской Федерации на современном этапе.
Тупица А.Я. к.ю.н., доцент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО Кубанского Государственного Университета, филиала в г. Геленджике.
Многогранность уголовной политики выражена в ее направлениях. Направления уголовной политики, отражаемые и закрепляемые только в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и некоторых других отраслях законодательства, целесообразно именовать специальными, а отражаемые и закрепляемые во всех отраслях законодательства общими.Общие и специальные направления взаимосвязаны и соответствуют друг другу. Их различие чисто теоретическое, поскольку они находятся на разных уровнях. Общие направления выражают правовую политику в целом и потому проявляются во всех отраслях права. Специальные – выражают только уголовную политику, ее особенности и проявляются лишь в отдельных отраслях законодательства. В специальных направлениях уголовной политики конкретизируются общие направления правовой политики государства. Деление направлений уголовной политикина общие и специальные, хотя и условное, способствует системному их рассмотрению и усвоению.
Многочисленность и разветвленность общих и специальных направлений уголовной политики обусловливают необходимость и возможность выделения и освещения только основных из них.
Общие направления уголовной политики:
- коренная перестройка уголовного законодательства, состоящая в приведении его в соответствие с новыми общественными отношениями;
-формирование правового государства, в том числе в части, относящейся к уголовномуправу;
- установление оптимального соотношения уголовно-правовых и иных правовых мер борьбы с правонарушениями, обеспечивающего эффективность этой борьбы в новых социально-экономических условиях.
Специальные направления уголовной политики:
- декриминализация деяний, ранее признававшихся преступлениями;
- криминализация деяний, ранее не считавшихся преступлениями;
- депенализация наказания, то есть отмена отдельных видов наказаний либо смягчение строгости наказаний за некоторые виды преступлений;
- пенализация, то есть установление более строгих наказаний, либо усиление строгости наказаний, либо отмена менее строгих видов наказаний;
- изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей уголовногозаконодательства.
-борьба с организованной преступностью и коррупцией 1.
Предметом рассмотрения в статье являются некоторые аспекты уголовной политики государства в противодействии коррупции. Как известно, коррупция стоит сегодня в ряду самых острых и серьезных проблем российского государства и общества. Опыт последних десятилетий показал, что источником широкомасштабной коррупции явилась организованная преступность. Представляя собой исключительно опасное явление, коррупция впервые в истории России реально угрожает общественной безопасности.
Коррупция является непременным спутником общества с момента существования государственных образований. С начала 90-х гг. прошлого столетия на фоне радикальной правовой реформы неоднократно прорабатывалась идея универсального правового акта борьбы с коррупцией, способного, по мнению инициаторов законопроекта, объединить нормы нескольких отраслей законодательства. Предполагалось, что такой правовой акт не только будет способствовать созданию правовой основы для борьбы с коррупцией, но и придаст уголовной политике соответствующего направления системный характер2.
Первый официальный проект закона о борьбе с коррупцией был принят Верховным Советом РСФСР (1993 г.), затем дважды (1995, 1997 гг.) принят и одобрен соответствующими палатами Федерального Собрания РФ. Каждый раз этот документ отклонялся Президентом РФ по разным основаниям. Последний раз проект закона был отклонен, как противоречащий системе кодифицированного законодательства РФ и новым законам РФ.
В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.20033 конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.19994, которые, бесспорно, являются базовыми международными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по противодействию коррупции. Ратификация указанных Конвенций предопределила деятельность государства по имплементации их положений в национальное законодательство.
В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, в мае 2008 года Президент России Д.А. Медведев подписал Указ «О мерах противодействия коррупции» (19 мая 2008 года № 815). Этим Указом создан Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
Основными задачами Совета являются:
• подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
• контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
Совет для решения возложенных на него основных задач:
• запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
• приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений5.
31 июля 2008 года Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции, который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере. Одним из ключевых моментов явились меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе по приведению антикоррупционного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права.
Также следует отметить, что в 2008 г. состоялся визит в Российскую Федерацию экспертов Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), по итогам которого был подготовлен оценочный доклад по Российской Федерации, содержащий в том числе рекомендации по совершенствованию антикоррупционного законодательства6.
Национальный план противодействия коррупции, состоял из трех основных разделов:
1. Модернизация законодательства: необходимо закрыть пробелы и неопределенности в законах, тем самым не допустить лавирования в дырках нерадивым чиновникам, казнокрадам и финансовым жуликам.
2. Ликвидация условий для коррупции: меры по противодействию коррупции и профилактике коррупции в экономической, социальной сферах, создание системы стимулов к антикоррупционному поведению. Особо Медведев подчеркивает, что необходимо обеспечить прозрачность государственных процедур, связанных с государственными подрядами, с тендерами, с административными регламентами, и необходимо подумать об укреплении процедуры обжалования в досудебном порядке, о проверке законности соответствующих решений государственных служащих. Кроме того, требует принятия решения вопрос контроля имущественного положения государственных служащих, судей, вопросы конфликта интересов, вопросы новой версии кодекса поведения государственных служащих.
3. Антикоррупционный стандарт поведения – это правовое просвещение, оценка со стороны общества тех явлений, которые в этой сфере присутствуют. Медведев подчеркивает, что без этого ничего не будет. Ведь в странах с высокой правовой культурой взяток не берут не только потому, что боятся, но и в том числе потому, что это невыгодно, это разрушает карьеру до конца. Органы правопорядка должны в этом участвовать, средства массовой информации, общественные организации должны тоже сказать свое слово в этой сфере. Немаловажное значение в этом документе было уделено и международному сотрудничеству по борьбе с коррупцией.
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции во всех министерствах и ведомствах формируются свои планы по борьбе с коррупцией7. Например, План МВД РФ по борьбе с коррупцией, который рассчитан на 2008–2010 годы; ведомственная антикоррупционная программа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на период 2008–2010 гг.; план Минюста РФ по противодействию коррупции на 2008–2010 гг. и другие.
В целях реализации Национального плана и рекомендаций ГРЕКО в декабре 2008 г. принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации.
Работа, проведенная по подготовке и поэтапному прохождению в Государственной Думе Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г.), создала существенные предпосылки для решения весьма сложной задачи по разработке всеобъемлющего, функционального и эффективного национального документа по борьбе с коррупцией.
ФЗ-273 является базовым нормативным актом в системе правового обеспечения противодействия коррупции, который, по сути, можно расценивать как федеральную антикоррупционную стратегию Российской Федерации, поскольку он определяет на законодательном уровне меры по профилактике коррупции, направленные на создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения на государственной и муниципальной службе, а также основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Этим же актом определяются общие вопросы организации деятельности по противодействию коррупции (принципы, организационные основы противодействия, профилактика и т.д.), а также устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.
Среди них необходимо особо выделить обязанности государственного и муниципального служащего:
• уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
• представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Федеральным законом «О коррупции» сформулирован понятийный аппарат. Так, в ст. 1 п.п.1 дано законодательное определение понятию коррупция и даны следующие основные понятия:
1) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 2. Федерального закона № 273 правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Статья 3 ФЗ-273 определяет основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, среди которых обозначены:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Как видим, основные принципы вытекают из основных положений Национального плана противодействия коррупции. Основной акцент делается на профилактике коррупции, повышении правовой культуры граждан.
В 2008 году Правительством РФ были даны поручения Минюсту РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти о разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, положения которых направлены на реализацию федеральных законов8. Также Правительством РФ был утвержден План разработки соответствующих нормативных правовых актов, в котором определены сроки и ответственные исполнители от федеральных органов исполнительной власти9.
Немаловажным законодательным массивом по противодействию коррупции являются также указы Президента РФ, изданные в целях реализации принятых 25.12.2008 федеральных законов, направленных на борьбу с коррупцией10.
ФЗ-273 в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции определяется антикоррупционная экспертиза (АКЭ) правовых актов и их проектов (п. 2 ст. 6). Значительным шагом по профилактике коррупции стало издание постановлений Правительства РФ от 05.03.2009 № 195 и 195, утвердивших Правила и Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
АКЭ проводится:
1. прокуратурой РФ в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке;
2. федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (Министерством юстиции РФ) в рамках юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;
3. аккредитованными юридическими и физическими лицами (независимые эксперты), принявшими решение о проведении АКЭ, - так называемая независимая экспертиза;
4. органами, организациями, их должностными лицами в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
ФЗ-273 свидетельствует о том, что действенная борьба с коррупцией возможна только посредством осуществления комплекса мер на основе единой антикоррупционной политики, заключающейся в целенаправленном применении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни. В законе подчеркивается целенаправленность усилий государств и общества в борьбе с коррупцией, необходимость проявления политической воли со стороны исполнительной, законодательной и судебной властей. В частности, законом предусматривается необходимость создания специализированного органа по борьбе с коррупцией. Его создание расценивается как одно из проявлений политической воли.
Закон содействует принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное предупреждение коррупции и деяний, непосредственно связанных с коррупцией, и борьбу с ними. При этом ликвидация всех сопутствующих причин коррупции также относится к антикоррупционным мерам.
Особо следует отметить предусмотренные законом меры по подбору и продвижению по службе, эффективной ротации кадров, их обучению и профессиональной подготовке, обеспечению должностных лиц надлежащими окладами.
Поскольку дополнительные и «теневые» доходы составляют основную и необходимую часть дохода чиновников, а коррупционное поведение, освободившись от каких-либо морально-нравственных принципов, становится нормой экономической и правовой культуры, в законе отмечается целесообразность подачи должностными лицами деклараций об имуществе и доходах, обнародования таких деклараций, а также необходимость разработки кодекса поведения публичных должностных лиц и обеспечение его соблюдения при помощи дисциплинарных и административных мер.
Исполнительная власть активно использует «теневые» формы мобилизации доходов и стимулирования. В связи с этим заслуживают внимания намеченные меры по обеспечению контроля доходов государственного бюджета и предприятий, а также по борьбе с отмыванием незаконных денежных средств кредитного происхождения.
Национальный план противодействия коррупции подписывается раз в два года, правоохранительные органы периодически отчитываются о его исполнении. По словам Президента, план, действовавший в 2010-2011 годах, позволил сформировать основы для борьбы с коррупцией11. Теперь пришла пора идти дальше.
21 марта 2012 года вступил в действие Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
В основном, документ N 297 повторяет положения предыдущего документа12 и еще раз обращает внимание на антикоррупционные инициативы последних лет. Однако данный документ содержит некоторые новшества, среди которых можно отметить следующие предложения.
– Разработка закона «Об общественном контроле». В законе должны быть определены «полномочия институтов гражданского общества по осуществлению общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Заняться этим предложено Общественной палате, Торгово-промышленной палате, «Ассоциации юристов России», политическим партиям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей.
– Повышение квалификации федеральных госслужащих, в должностные обязанности которых входит борьба с коррупцией. Повышать уровень образования предлагается как в России, так и за рубежом.
– Ограничение на совершение сделок «между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных структур».
– Антикоррупционные меры для чиновников (такие как декларирование доходов, урегулирование конфликта интересов и т.п.), предложено распространить на сотрудников Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, создаваемых законом организаций и работающих по контракту на госорганы.
– Разработать новый закон или указ, который не просто ограничит максимальную стоимость подарка для чиновников, но и обяжет чиновников, муниципальных служащих и сотрудников Центробанка докладывать о получении подарка. Также предлагается проводить мероприятия «по формированию в органе или организации негативного отношения к дарению подарков указанным лицам и служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей».
– Внедрить компьютерные программы, которые помогут в проверке сведений о доходах и имуществе госслужащих и членов их семей. Также эти компьютерные программы должны заниматься сбором и систематизацией обращений бывших госслужащих за разрешением на устройство в коммерческую организацию (сейчас, по закону, уволившийся чиновник должен в течение двух лет получать разрешение на работу в коммерческих организациях – с целью пресечения конфликта интересов).
Отдельно администрации президента поручено изучить и доложить о результате антикоррупционных мер в Москве и Северо-Кавказском федеральном округе, а антикоррупционное сознание предложено формировать со школы: должны быть подготовлены «примерные образовательные программы, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов».
Особое внимание следует обратить на пункт 15 национального плана, где положено начало создания института лоббизма: предложение провести соответствующие обсуждения и разработать механизм формирования адресовано Министерству экономического развития. Для этого Министерство экономического развития должно до 1 августа 2012 провести семинар по вопросам лоббизма с представителями ООН, антикоррупционных общественных организаций и т.п. Соответствующие наработки Министерство экономического развития должно предоставить в президентский совет по противодействию коррупции до 1 декабря 2012 года. Также Министерством экономического развития совместно с деловым сообществом должна быть разработана «антикоррупционная хартия делового сообщества России».
Таким образом, в настоящее время меры по борьбе с коррупцией обретают более четкие формы.Коррупция - сложная, комплексная социально-правовая проблема, требующая к себе и соответствующего отношения, т.е. комплексного подхода, сочетающего различные меры и средства. Нужны целенаправленные усилия со стороны государства и гражданского общества, нужна соответствующая антикоррупционная политика под которой можно понимать научно обоснованную, последовательную и системную деятельность институтов государства и гражданского общества по борьбе с коррупцией14.
Литература:
1.Гаухман Л.Д. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная. Учебник. Москва 1999г. с.25.
2. Карабанов А.Л. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты. / А.Л. Карабанов, С.К. Мелькин. – М., «Волтерс-Клувер», 2010, с.141.
3. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ "О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции". // "Российская газета", N 56, 21.03.2006.
4. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию".// "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
5. Коррупция – угроза экономической безопасности предприятий и государства. Научно-практическое издание. Под ред. Пименова Н.А., М., Библиотечка «Российской газеты» № 9, 2009, с.136.
6. Соловьев И.Н. Правовые основы противодействия коррупции на современном этапе. // Журнал "Право и безопасность" № 1 (34), Март 2010, с.21.
7. Коррупция – угроза экономической безопасности предприятий и государства. Научно-практическое издание. Под ред. Пименова Н.А., М., Библиотечка «Российской газеты» № 9, 2009, с.137.
8. Поручения Правительства РФ от 30.12.2008 г. № СС-П16-7710 и от 15.01.2009 № СС-П4-126.
9. Поручение Правительства РФ от 06.03.2009 № СС-П16-1239.
10. См. например Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и др.
11.Королева А.А. Бой коррупции. //Expertonline, 14 марта 2012г.
12. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».
13.Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 19.03.2012, N 12, ст. 1391.
14. Лопатин, В. Н. О системном подходе к антикоррупционной политике / В. Н. Лопатин // Государство и право. - 2001. - № 7. - С. 23-26.
Библиографическая ссылка
Тупица А.Я. Некоторые аспекты уголовной политики Российской Федерации на современном этапе. // . – . – № ;
URL: gel.csrae.ru/ru/0-30 (дата обращения:
05.12.2024).