Доказывание как познавательный процесс можно представить как процесс извлечения, накопления, переработки, передачи и использования доказательственной информации. Для характеристики информационной сущности этого процесса необходимо определить само понятия информации вообще и доказательственной информации в частности.
Ключевые слова: доказывание, правила дорожного движения
Современные возможности информационного обеспечения
экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения
Хачатрян Э.Г. – кандидат юридических наук
(Кубанский государственный университет)
Доказывание как познавательный процесс можно представить как процесс извлечения, накопления, переработки, передачи и использования доказательственной информации. Для характеристики информационной сущности этого процесса необходимо определить само понятия информации вообще и доказательственной информации в частности.
Один из основоположников теории информации и кибернетики Н. Винер, касаясь этого вопроса в самой общей форме, писал: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших органов чувств».[1] Несколько далее, раскрывая эту тему, он говорит о том, что информация – это мир упорядоченности. Автор И. Новиков, развивая мысль об информации, приходит к выводу, что информация – эта мера упорядоченности отражения, подобно тому, как шум – мера хаотичности отражения. При всех различиях в определениях понятия информации в большинстве из них указывается, что информация – это сведения, сообщения о чем-то – о фактах, событиях, процессах, явлениях и т.п. «понятие информация означает знания о чем-то или о ком-то».[2] Информация – это сообщение о событиях, происходящих как во внешней по отношению к системе среде, так и в самой системе.
Р.С. Белкин, рассматривая вопрос о содержании доказательства, информации подчеркивает, что информация – это сведения о событии, явлении, и эта информация и составляет содержания доказательства.[3] Такая информация, которая используется в судопроизводстве для установления истины по делу, была названа доказательственной, при этом отмечалось, что носителям информационных сигналов выступают объекты как живой, так и неживой природы. С точки зрения теории отражения, доказательства-изменения связаны с исследуемым событием.[4]
Изменения имеют качественную и количественную стороны. Качественная сторона изменений – это их направленность, которая может быть внешней, внутренней или той и другой одновременно. Количественная сторона изменений – это их величина, т.е. изменения от конечной фазы до начальной фазы.
Например, след протектора автошины на грунте, на месте происшествия, это изменения среды, возникшие в результате определенного события, появления на этом месте транспортного средства. Это изменение и есть отпечаток события, т.е. доказательство этого события. Направленность изменения, т.е. его качество, под воздействием силы тяжести и изменения рельефа этого участка (образования вдавленного следа протектора) – внешнее изменение. Количественная сторона изменений характеризуется степенью уплотнения грунта – в отношении внутренних изменений, глубиной и другими параметрами следа – в отношении внешних изменений.
Для сбора, хранения, поиска и передачи информации в современных условиях требуется автоматизированный учет. Поскольку компьютеризация повышает оперативность и эффективность криминалистических информационно-поисковых систем (ИПС), по нашему мнению, это должно занять важное место в деле повышения значимости вещественных доказательств, их всестороннего и полного использования в доказывании, чему как раз будет способствовать внедрение в судебно-экспертную деятельность достижений современных технологий и, прежде всего, информационных.
Для внедрения информационных систем требуются особые методы исследования, в том числе и методы системного анализа информации. Так, результат работы компьютера – это всегда действие кибернетической системы «пользователь-компьютер» или даже более сложной системы «авторы алгоритмов (разработчики программ) – кодировщики (программисты) – технический персонал, обеспечивающий работу компьютера – пользователь компьютера», при анализе которой необходимо исследование не только самой системы, но и человека, как одного из ее элементов, для чего требуется применение методов психологии и языкознания. Кроме того, для исследования, к примеру, информации на компьютерных носителях требуется не только знание компьютерной техники, но и знания по криминалистике.
Перечисленные требования к экспертным исследованиям по делам о нарушениях правил дорожного движения в совокупности детерминировали развитие различных видов экспертиз. Если раньше результаты экспериментальных анализов фиксировались самописцами на диаграмме, то сейчас вся информация должна поступать непосредственно на ЭВМ, далее происходит обсчет спектрограммы, определение координат пиков, вычислений их площадей, разделения пиков, которые наложились друг на друга. Для анализа используются так называемые внутренние технологические банки данных, которые содержат любой набор специфических физико-химических параметров, характеризующих горюче-смазочные материалы, либо спектрограммы объектов автотранспортных средств, записанные непосредственно на электронных носителях. Это значительно сократит время анализа, повысит его точность и достоверность, что особенно необходимо в качественных исследованиях.
Одним из условий интенсификации процесса экспертного исследования и повышения его результативности является своевременное и полное обеспечение эксперта необходимой справочной информацией. Современное состояние и развитие информационных систем позволяет намного увеличить объем научной информации, используемой для экспертного анализа. Разработка и применение в практике информационного обеспечения судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются принципиально новым методом и средством обработки и оперативного доведения до сведений экспертов научных достижений.
Полученная информация является переходом от простого отбирания и собирания данных к их аналитико-синтетической обработки и созданию экспертных информационных систем. Информационная деятельность экспертов на этом этапе не ограничивается только формированием информационной базы банков данных, а включает в себя языковые и программные средства, обеспечивает эффективность функционирования информационно-поисковой системы. В структуру информационно-поисковой системы включается информационный массив и справочно-поисковый аппарат, который позволяет производить не только поиск источников информации, но и конкретных сведений, непосредственно отвечающих на запрос экспертов. Наряду с функционированием ручной информационной системы используются различные механизированные и автоматизированные средства хранения и поиска информации.
Распространение и объем информации на этапе информационного обеспечения осуществляется в основном двумя способами: 1) путем использования запроса в судебно-экспертное учреждение, имеющее тот или иной информационный фонд и 2) методом тиражирования автономно накопленных сведений (выпуск и распространение книг, статей, методических рекомендаций, альбомов и т.п.).
Следующим этапом практики информационного обеспечения судебных экспертиз по делам о нарушениях правил дорожного движения является повсеместное формирование на базе ЭВМ автоматизированных информационных поисковых систем. На этом этапе собирание и обработка информации происходит также автономно, по отделу судебно-экспертных учреждений. В настоящее время автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) практически вытеснили информационно-поисковую систему ручного поиска. В настоящий момент, как нам кажется, назрела острая необходимость интеграции всех автономно существующих автоматизированных систем в одну общую систему информационного обслуживания, которая должна стать информационной системой высшего звена. Такая интеграция информационной системы смогла бы осуществить обслуживание экспертов на всех уровнях системы судебно-экспертных учреждений и удовлетворить запрос экспертов как в режиме ретроспективного поиска (запрос-ответ), так и в режиме избирательного распределения информации.
Одним из этапов автоматизации судебно-экспертной деятельности является создания программ, позволяющей проводить диагностические и идентификационные исследования, например, трасологические (по следам автошин, фар рассеивателей, кусочков бамперов и т.п.)..
Следующим этапом автоматизации судебно-экспертной деятельности является разработка программных комплексов автоматизированного решения экспертных задач, а также вспомогательные расчеты по формулам и алгоритмам, которые необходимы для установления скорости движения транспортного средства на конкретном участке дороги, моделирование наезда транспортного средства на пешехода и т.п. В данной области дела обстоят несколько лучше, в экспертной практике нашли применение системы и программы автоматизированного производства экспертиз, разработанные РФЦСЭ (ВНКИСЭ): "Атоэкс-З", "Экспертиза-4", "Юз", "Трасса", "Авто-граф" и др. Автоматизированные системы, применяемые при производстве экспертизы наезда ТС на пешехода, позволяют, например, получить ответы на следующие вопросы:
а) при неограниченной обзорности и видимости пешехода:
• с какой скоростью двигалось ТС к началу торможения исходя из указанной в исходных данных длина следа торможения?
• какой остановочный путь имеет ТС в условиях места наезда?
• на каком расстоянии от места наезда находилось ТС в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
• располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала его движения?
• на каком расстоянии находилось ТС от места наезда в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?
• на каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент, когда ТС находилось от места наезда на расстоянии, равном остановочному пути?
• на каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент начала реагирования водителя с последующим применением торможения?
• какова продолжительность движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
б) при обзорности, ограниченной подвижным ТС:
• ограничивало ли ТС-2 видимость пешехода с рабочего места водителя ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
• ограничивало ли ТС-2 видимость пешехода с рабочего места водителя ТС-1 в момент, когда ТС-1 находилось от места наезда на расстоянии, равном остановочному пути?
• ограничивало ли ТС-2 видимость пешехода с рабочего места водителя ТС-1 в момент начала реагирования водителя с последующим применением торможения?
• на каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент, когда ТС-2 перестало ограничивать видимость пешехода с рабочего места водителя ТС-1?
• располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент, когда ТС-2 перестало ограничивать видимость пешехода?[5]
Также применяются программные комплексы зарубежных производителей такие как программа динамического моделирования механизма движения ТС и столкновений "PC-CRASH", программа преобразования двухмерных изображений "PC-RECT", программа анализа и реконструкции дорожно-транспортного происшествия "CARAT-3 " . Carat-3 – компьютерная программа, с помощью которой можно выполнять имеющие место в работе эксперта-автотехника расчеты по анализу и реконструкции дорожно-транспортных происшествий (ДТП). CARAT (Computer Assisted Reconstruction of Accidents in Traffic) позволяет:
– моделировать движение автотранспортных средств (АТС) и других объектов в динамическом и кинематическом режимах, вести анализ столкновений;
–применяя интегрированную графическую программу создавать и сохранять собственные графические изображения (схема ДТП, рисунки, диаграммы), использовать числовые фотоснимки и отсканированные иллюстрации, трансформировать в чертеж результаты измерений на месте ДТП; использовать интегрированную базу технических данных АТС и их изображений (проекций), а также изображений других объектов. Анализ столкновений является одной из наиболее сильных сторон программного модуля. В программе CARAT можно анализировать четыре типа столкновений:
– два типа расчета вперед (столкновение без проскальзывания в контакте и с учетом проскальзывания);
– два типа расчета назад (расчет, основанный на законе сохранения количества движения и на основе сохранения энергии).
Для анализа столкновений используется классическая теория удара, которая, несмотря на применяемые упрощения, дает достаточно точные результаты, поскольку в программном модуле используется подтвердившая себя на практике теория соударений автомобилей на основе так называемого метода эквивалентной энергии (EES – Energy Equivalent Speed), основоположниками которого являются др. Х. Бург (Dr.-Ing.H. Burg, Ф. Цайдлер (Dr.-Ing. F. Zeidler) и др.
Анализ моделирования crash-тестов (когда были известны, либо достаточно точно могли быть измерены некоторые важнейшие параметры – см. Burg/Lindemann Crash tests, а также, SAE Paper 2002-01-1566) при помощи программы CARAT показал, что при правильном подборе отражающих реальную ситуацию исходных данных, моделируемый механизм столкновения автотранспортных средств и их движения после соударения достаточно точно отображают действительный механизм происшествия.[6]
При существующем порядке производства судебных экспертиз, который сохраняется без изменения на протяжении многих лет, выполнение экспертизы и составление экспертного заключения является весьма трудоемким процессом, особенно в случаях комплексных много объективных экспертиз, и требует больших трудозатрат. В то же время экспертная нагрузка постоянно растет, что сказывается отрицательно на качестве экспертных заключений. Экспертные ошибки субъективного характера, возникшие при этом, связаны с профессиональной некомпетентностью эксперта, заключающейся в недостаточном владением современными методиками и некорректностью изложения.
Существенно улучшают положение дел специализированные системы поддержки судебной экспертизы (СПСЭ). При посредстве систем такого рода эксперт получает возможность правильно описать, классифицировать и исследовать предоставленные на экспертизу вещественные доказательства, определить стратегию производства экспертизы, грамотно провести необходимые исследования в соответствии с рекомендованными методиками, подготовить и сформулировать экспертное заключение. На Кубани количество наездов на пешеходов от общего числа дорожно-транспортных происшествий составляет более 50%, т.е. работа судебно-экспертных учреждений по судебной автотехнической экспертизе вручную сократится на половину, это позволит сэкономить время эксперта, который сконцентрирует свое внимание на интеллектуальных аспектах экспертизы.
Повсеместное оснащение экспертных учреждений ЭВМ для сбора и обмена информацией позволит также создать сеть автоматизированных центров экспертной информации по областям республики, которая станет, на наш взгляд, центром государственной системы судебно-экспертной информации. Рассматривая современный этап информационной деятельности судебно-экспертных учреждений, следует считать перспективной практику информационного обеспечения экспертного исследования.
Вместе с тем возникает проблема, связанная в первую очередь не с научно-методическими, а с организационными трудностями и с отсутствием четкой программы по компьютеризации всех видов судебных экспертиз, явной недостаточностью финансирования, отсутствием подготовленных кадров и др.
Регионально-экспертные учреждения не в состоянии выступать инициаторами разработки компьютерных систем и оплачивать эту работу из своих средств, поэтому эту работу должен взять на себя государственный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции, который и должен сформировать единую базу данных различных типов.
В этом случае исключается возможность преувеличить объем работы и занятость самого эксперта. Работа на компьютеризированном рабочем месте эксперта, включающем системы сбора и обработки экспериментальных данных, интегрированные базы данных по объектам экспертизы, программных расчетов по известным формулам и алгоритмам, как правило, не требует участия ЭВМ или специалиста-программиста, и в этом как раз специфика такого места.
При использовании компьютерных программ (решающих идентификационные задачи на основании количественных оценок), если эксперт детально представляет себе математический аппарат решения данного вопроса и согласен с критериями, используемыми для количественной оценки признаков, он может отвечать за экспертные выводы единолично. Программист выступает в роли одного из разработчиков методики.
Проведенная параллель этапов оснащения судебно-экспертных учреждений информационными технологиями, позволяет нам сформулировать практические рекомендации по эффективному использованию информационных систем в судебных экспертизах по делам о нарушениях правил дорожного движения.
Множество объектов судебных экспертиз по делам о нарушениях правил дорожного движения, методы их исследования не позволяют оперативно использовать информационные системы по всем видам судебных автотехнических исследований. Учитывая это обстоятельство, а также то, что формирование автотехнических информационных систем основывается в основном на общих закономерностями осуществления информационных процессов, считаем целесообразным проанализировать использование на практике разработок теоретических положений на примере рассмотрения вопросов информационного обеспечения некоторых видов автотехнических исследований – исследований следов колес, исследование тормозной системы.
Выбор именно этих исследований объясняется следующим:
1. В судебно-экспертных учреждениях накоплен большой информационный объем научных данных, относящихся к исследованию материалов по делам о нарушениях правил дорожного движения. Это позволит в короткое время создать информационную систему, отвечающую современным требованиям.
2. Научная информация о свойствах автошин, стекол автомобилей, рассеивателей фар, бамперов и др., и их следов и методов исследования, собирания и хранения в судебно-экспертных учреждениях, как правило, не упорядочена, а в некоторых случаях даже отсутствует и нуждается в систематизации. Для этого необходимо разработать конкретные практические предложения по собиранию, соответствующей обработке, размещению и эффективному использованию научных сведений.
3. Работа по информационному обеспечению исследования следов транспортных средств ведется в судебно-экспертных учреждениях давно.
За это время накоплен положительный опыт организации снабжения экспертов научной информацией. Итоги информационной работы требуют глубокого анализа и обобщения.
4. Экспертное исследование следов колес и других агрегатов и узлов транспортных средств на современном этапе характеризуется достаточной разработанностью их научных концепций и положений, на которых они основываются. Эти научные разработки касаются классификации объектов, их свойств, признаков, методов исследования, определенностью терминологии и т.п. Поэтому исследования этих объектов наиболее подходящие, на наш взгляд, для иллюстрации процессов сбора, обработки и использования научной информации.
Характерной чертой современной науки является быстрое увеличение количества информации, связанной с небывалым ростом научно-технического прогресса.
Научным и практическим работникам становится все сложнее ориентироваться в возрастающем потоке информации, на полную обработку сведения приходится затрачивать значительную часть времени. Увеличение потока информации влечет за собой рост количества неиспользованных сведений.
Недостаток информации и поверхностная обработка имеющихся источников оказывает негативное влияние на качество и ход расследования.
Задачами криминалистической информации на современном этапе, на наш взгляд, является:
1) изучение свойств используемой в криминалистической науке и практике информации, позволяющий осуществлять все связанные с ней процессы;
2) определение структуры информации для последующей разработки методов ее собирания, хранения, обработки, поиска и использования;
3) изучения и разработка основ информационных процессов, сбор и классификация информации. Разработка форм вторичных источников и методов их создания; разработка методов и средств хранения, поиска и передачи информации; разработка теоретических, правовых, организационных и иных аспектов научно-информационной деятельности криминалистики;
4) разработка методов анализа семантической (смысловой) информации:
– определение критериев оценки содержания информации в источниках;
– разработка методов извлечения наиболее существенной информации;
– разработка методов обработки информации;
5) фиксация информации на различных материальных носителях;
6) создание информационных языков, способ фиксирования и кодирования;
7) разработка методов построения различных информационных систем;
8) изучение возможностей разработки методических основ, принципов и условий автоматизации информационных процессов, призванных повысить эффективность деятельности по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений.
Рассмотренные предметы и задачи криминалистической информации позволяют определить ее объекты. Объектами криминалистической информации является:
1. Информационный процесс сбора аналитико-синтетической проработки, хранения; поиска, передачи и рассмотрения научных сведений.
2. Источник научной информации (научно-техническая литература, нормативная техническая документация, схема, график и т.п.).
3. Средства обеспечения информационных процессов (информационные фонды, информационно-поисковые системы и др.).
При разработке методов собирания и фиксации информации, технологии информационного поиска, принципов создания информационно-поисковых систем, криминалистическая информатика использует данные частных криминалистических теорий, учения о фиксации доказательственной информации, теории криминалистической идентификации, криминалистической диагностики, криминалистической кибернетики.
Выделение задач информационного обеспечения судебных экспертиз в самостоятельную часть информационной деятельности криминалистов привело к формированию экспертной информатики (судебно-экспертной информатики).
Судебно-экспертная информатика – это раздел криминалистической информатики, изучающий структуру и общие свойства научной информации, используемой в судебной экспертизе, а также закономерности процессов ее накопления, обработки, хранения, поиска, передачи и использования. Работа судебно-экспертного учреждения осуществляется по четырем направлениям: производства экспертиз, научно-исследовательской, учебно-методической и управленческой. Все эти виды деятельности основаны на использовании большого объема научной информации и требуют информационного обеспечения. Поэтому основной задачей судебно-экспертной информатики является разработка научных основ, методов и средств информационного обеспечения всех перечисленных направлений работы судебно-экспертного учреждения. Однако отсутствие глубоких теоретических экспертных исследований в области информационного обеспечения судебных экспертиз сдерживает рост эффективности различных направлений судебно-экспертной деятельности.
Проблема обеспечения судебно-экспертного учреждения качественной и полной информацией, а также разработка информационных массивов должны опираться на изучении потребности специалистов – потребителей информации. По нашему мнению, информационную потребность экспертов, производящих исследования, можно определить как основную необходимость получения определенных сведений, нужных в процессе экспертного анализа для решения задач, вытекающих из поставленных следователем или судом вопросов. Быстро удовлетворенная информационная потребность будет способствовать снижению стоимости и сокращению сроков экспертиз и в конечном итоге повышению производительности труда экспертов.
Определение информационной потребности судебного эксперта представляет собой трудную задачу, так как по своей природе она очень динамична.
Систематизация информационных данных по объектам судебной автотехнической экспертизы позволит эксперту достаточно хорошо ориентироваться в информационных массивах, облегчит и ускорит процесс поиска нужной информации. Справочно-информационные фонды судебной автотехнической экспертизы должны представлять собой систематизированный по объектному принципу, организованное собрание источников, содержащих сведения об объектах, методах и методиках судебно-технической экспертизы, и справочно-поисковый аппарат, который является базой и средством отыскания и выдачи информации, необходимой для наиболее полного и оперативного решения экспертных задач. Фонды первых источников являются базой для накопления информации, они формируются из натурных коллекций образцов, коллекции их копий; экспертной, естественнонаучной и технической литературы, нормативно-технической документации; периодических изданий; копий экспертных заключений; неопубликованных источников (отчетов по НИР, диссертации и т.п.).
Структура каждого создаваемого справочно-информационного фонда судебной автотехнической экспертизы должна быть такова, чтобы она смогла стать надежной базой и эффективным средством всех видов обслуживания экспертов. Для этого информационный фонд должен содержать максимальный для данного уровня развития судебной автотехнической экспертизы объем информации, соответствующий знаниям высококачественного эксперта. Хранение информации, необходимой для производства судебной автотехнической экспертизы, осуществляется с целью создания условий для последующего ее поиска и использования при решении экспертных задач. Средствами хранения и поиска информации является экспертные информационно-поисковые системы (далее – ЭИПС).
Теоретическими основами создания и функционирования в судебно-экспертных учреждениях экспертных информационно-поисковых систем являются научные положения, разработанные общей теорией систем, информатикой, кибернетикой, теорией информации, теорией судебной экспертизы (экспертологии). Под информационной поисковой системой принято понимать «совокупность информационно-поискового языка, правил обработки, поиска и выдачи информации, программ, а также технических средств, с помощью которых осуществляется процесс хранения, поиска и выдачи информационных материалов».
Экспертные информационно-поисковые системы являются разновидностью криминалистической информационной системы и содержат те же элементы.
Рассматриваемая нами экспертная информационно-поисковая система, как и криминалистическая система, является системой специального назначения, так как она функционирует в особой сфере деятельности и направлена на борьбу с преступностью и ее целевое назначение неотделимо от задач уголовного судопроизводства. Эти факторы должны быть решающими при определении структуры и организации экспертных информационно-поисковых систем, а также должны учитываться при определении основной классификации экспертных информационно-поисковых систем.
По функциональному назначению экспертные информационно-поисковые системы подразделены в зависимости от объемов экспертизы, для исследования которых они предназначены (например, экспертные информационно-поисковые системы «следы колес», «образцы стекол фар» и т.п.). При решении вопроса о том, какая экспертная информационно-поисковая система должна быть создана, следует учитывать экспертные задачи, для решения которых они предназначены.
Основная функция экспертной информационно-поисковой системы заключается в осуществлении поиска нужной информации. Информационный поиск – это совокупность ряда логических и технических операций, конечной целью которых является извлечение по заданным признакам всех документов, находящихся в информационном массиве и отвечающих на поставленный запрос». Программа информации поиска зависит от конкретного построения информационной системы.
Вначале эксперт изучает и внедряет информационные признаки объекта, по которым в дальнейшем будет осуществляться поиск. Далее эксперт сам ведет поиск, если информационная система позволяет производить личный поиск информации.
Если же система построена таким образом, что поиск нужных сведений осуществляется через посредника, то эксперт составляет запрос путем заполнения бланка единого образца. Осуществляющий информационное обслуживание специалист, получив запрос, переводит его на плановое предписание, вводит в систему, а система после обработки запроса выдает перечень источников. Полученная информация распечатывается и направляется эксперту.
Практическое использование данных из экспертных информационных фондов для расследования преступления должно осуществляться в соответствии с принципами и нормами УПК. Поэтому первостепенное значение приобретает разрешение вопроса о допустимости использования экспертной информации, которая хранится в банке данных. Вопрос о процессуальных основах информационного обеспечения судебных экспертиз важен, хотя в литературе он мало рассматривался.
Экспертизу принято рассматривать как исследование, проводимое в соответствии с установленными нормами УПК и ГПК России сведущим лицом в науке, технике, искусстве, ремесле, по материалам уголовного и гражданских дел.
Из данного определения следует, что выводы эксперта могут осуществляться только на изучении материалов дела вещественных доказательств, образцов для сравнительных исследований и др.
[1] Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1958. – С. 31.
[2] Новиков И. Кибернетика: философские и социологические проблемы. – М., 1993. – С. 20.
[3] Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств: сущность и методы. – М., 1968. – С. 41-42.
[4] Ровенский В., Уемов А., Уемова Е. Машина и мысль. – М.. 1960. – С. 69.
[6] Осокин С.А. Формирование готовности студентов автомобильно-дорожного института к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности . дисс ... кандидата педагогических наук : 13.00.08, Чебоксары 2008.
Библиографическая ссылка
Хачатрян Э.Г. Современные возможности информационного обеспечения
экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения
// . – . – № ;
URL: gel.csrae.ru/ru/0-37 (дата обращения:
05.12.2024).